Светодизайн в ритейле: когда лампочки решают
«В правильном свете, в правильное время, любая вещь покажется удивительной», — Аарон Роуз, фотограф.
Оформление торгового зала — это всегда триллион вопросов. Что бы такого придумать, чтоб лучше продемонстрировать продукт? Как грамотно использовать пространство магазина? Где разместить вывески (вымпелы, воблеры, штендеры — нужное подчеркнуть)?
Но что насчет светодизайна? Большинство отечественных ритейлеров думает об освещении в последнюю очередь. И зря. Материал британского издания Lux Review за 2015 год показывает, что грамотный светодизайн реально способен увеличить средний чек.
Так австрийский производитель освещения Zumtobel утверждает, что продажи их клиента, одного немецкого фэшн-ритейлера, выросли на 12% по сравнению с конкурентами. Все после того, как в магазине установили новую, индивидуально разработанную схему освещения.
Чтобы понять, как это работает, мы разберем основные принципы светового дизайна. С их помощью вы научитесь управлять освещением в свою пользу: менять восприятие пространства, подчеркивать важные детали и, конечно же, эффективно продавать.
Начните с входа
То, что люди видят на входе в магазин, влияет на восприятие вашего продукта и бренда в целом. Чтобы решить, какую атмосферу вы хотите создать в помещении, поставьте себя на место клиента. Как вы бы хотели ощущать себя в магазине? Расслабленно и комфортно? Тогда вам необходим теплый и мягкий свет на входе. Хотите привлечь внимание и расставить акценты? Используйте стратегию Louis Vuitton. Сделайте освещение в проходах более тусклым, а знаковые товары подсветите с помощью ярких прожекторов.
Магазин Louis Vuitton в Лондоне
Найдите «свои» светильники
Один из способов создать уникальную атмосферу в магазине — подобрать нужные светильники. Винтажные люстры оставят налет ретро, куполообразные плафоны подарят уют, а подвесные лампы придадут пространству строгости и профессионализма.
Группа светильников в разных частях магазина поможет условно разделить пространство. Например, отделить вход в магазин от зоны примерочных. При этом важно помнить, что стратегия светодизайна должна дополнять, а не искажать идентичность бренда.
Типы верхнего света для розничных магазинов
Выберите температуру
Определитесь, какая цветовая схема нужна вашему торговому залу — теплая или холодная. Преимущества есть у обоих вариантов. Lux утверждает, что «холодное белое освещение делает магазин просторнее, а теплый свет создает впечатление маленького, но хорошо знакомого помещения». Поэтому, если у вас небольшой тесный шоу-рум, подумайте об использовании прохладного света. Если же ваша цель — вызвать чувство ностальгии у покупателя, выбирайте теплую подсветку.
Лампочки тоже имеют значение: светодиодные против флуоресцентных
Традиционно ритейлеры использовали флуоресцентные лампочки в торговых залах, но в последнее время стали переходить на LED-освещение. Этот вариант более экономичный и энергоэффективный. Эксперты из компании Premier Lighting заявляют, что «LED-лампочки идеально подходят для магазинов. Они маленькие, яркие и подсвечивают конкретные участки — то, что нужно для торговых помещений».
Играйте с контрастом
Освещение в торговом зале должно быть контрастным — чтобы облегчить восприятие и привлечь внимание потребителя. Попробуйте затемнить пространство вокруг экспозиции и выделить светом ключевые модели. Размещайте лампочки так, чтобы они указывали путь глазам покупателей. Также не забывайте о контрастности витрин, ведь именно они побуждают клиентов посетить магазин.
Не забывайте про подсветку
Не стоит освещать все изделия одинаково интенсивно. Иначе не получится создать контраст, о котором мы упоминали в предыдущем пункте. Расставляйте яркие акценты с умом и размещайте их там, где они действительно необходимы — на стендах с новыми коллекциями и флагманскими моделями. А для масштабных экспозиций выбирайте приглушенную заднюю подсветку. Обязательно обрамляйте мягким светом нижние полки, чтобы покупатель их случайно не упустил из виду.
Также мы собрали несколько лайфхаков, которые помогут вам корректно расположить свет в шоу-румах:
- для выставочного салона, в котором экспозицию обновляют редко, необходимо покупать стационарные светильники. Если же в шоу-руме регулярно делают перестановку или замену демонстрационных моделей, то лучше использовать трековые системы — динамичные прожекторы и светильники, которые передвигаются по специальным токопроводящим шинам;
- светильники в магазинах мебели не должны искажать цвет. Чтобы этого избежать, используйте источники света с нормальной (80 Ra) или повышенной (95 Ra) цветопередачей. Иначе вас ждет непрекращающийся поток возвратов, потому что «в магазине кресло было цвета марсала, а дома оказалось красным»;
- если ваши товары имеют неординарный цвет или фактуру, старайтесь освещать их хотя бы с двух сторон и регулярно менять сценарии освещения. Иначе декоративные элементы и все важные детали могут попросту остаться незамеченными;
- салонам сантехники и фаянса необходим холодный белый свет от 4000К до 5500К. В остальном схема освещения похожа на салон домашнего декора;
- в автомобильных шоу-румах и мотосалонах нужно использовать как общий источник света, так и расставлять акценты точечно. Покупка транспортного средства не происходит быстро и спонтанно, поэтому клиенту необходимо детально продемонстрировать будущее приобретение: все обводы кузова, лакокрасочное покрытие, цветовая гамма и хромированные детали отделки должны быть как на ладони. Каждую модель можно дополнительно подсветить со всех сторон светодиодными прожекторами — это визуально добавит объема и придаст драматический эффект.